На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки. Продолжение
Меню проекта



эскорт в формате сайта знакомств с девушками. | бухгалтерия 1с 8.3
Интересное


Случайное фото





На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки. Продолжение

5. Серьезная критика со стороны специалистов-практиков, как уже подчеркивалось выше, относится к самой сути КПТ - формальному, механическому дроблению тренировочного процесса на субъективно выделяемые части (всякого рода циклы, этапы, периоды и пр.), в чем, собственно, и заключалась главная идея и смысл "периодизации" тренировки.

Аргумент здесь был очень простой: поскольку спортивное совершенствование не может происходить вне смены фаз приобретения, сохранения и временной утраты СФ, постольку тренировочный процесс должен строиться так, чтобы обеспечивалось оптимальное управление развитием СФ. Отсюда в тренировке выделяются соответствующие периоды: подготовительный, соревновательный и переходный, а организация "макроциклов" тренировки определяется в конечном счете "закономерностями управления развитием СФ". При этом безапелляционно утверждается, что "все остальные формы построения тренировки, как бы они ни казались хороши, неизбежно отомрут, если противоречат объективным закономерностям данного процесса".
Однако подобное дробление, во-первых, имеет мало общего с реальной организацией тренировочного процесса в большинстве видов спорта. Во-вторых, в результате такого дробления не только утрачивается его целостность, объективно обусловленная биологической природой адаптационного процесса, нарушается естественный ход последнего, но и устраняется возможность оптимального управления его развитием, ибо последнее переходит в плоскость произвольного (субъективного) "перебора" различных вариантов построения тренировки на основе метода "проб и ошибок". В подобной ситуации практически возможны десятки вариантов решений, но строгих объективных оснований к выбору оптимального из них КПТ не предлагает ни одного.
Формальное следование "закономерностям становления СФ" привело к искажению представлений о задачах и содержании давно существующих в спорте подготовительного и соревновательного периодов. Прямолинейная логика объяснения их задач (подготовка, затем соревнования) не только мало соответствовала объективной реальности, но и дезориентировала тренеров и ученых, работающих в области спорта.
Так, подготовительный период сводился к "конструированию и выверению СФ" путем напряженной "собственно подготовительной работы". Соревновательный же период предназначался для соревнований и "стабилизации" или "удержания СФ" и состоял из соревновательных и т.н. промежуточных: восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных мезоциклов. Таким образом, в соревновательном периоде тренированность спортсменов лишь реализуется, восстанавливается и поддерживается, но не развивается. Столь примитивное понимание "периодизации", как считают специалисты, далеко не соответствует действительности. На самом деле во многих циклических и игровых видах спорта в течение соревновательного периода достигнутый ранее уровень тренированности не только не поддерживается, но и развивается, и если прислушаться к теории адаптации, то главная задача соревновательного периода как раз и заключается в завершении текущего цикла долговременной адаптации организма к специфическому двигательному режиму и выходе его на новый устойчивый уровень специализированных функциональных возможностей.
Здесь следует также иметь в виду тенденцию к увеличению продолжительности соревновательного периода, числа важных соревнований в году и интенсификацию календаря соревнований, характерную для современного спорта. В частности, в мировом велосипедном спорте продолжительность соревновательного периода достигает 8-8,5 месяца в году. При этом, естественно, подготовительный период не может быть достаточно продолжительным для осуществления "фундаментальной подготовки". Поэтому основное развитие тренированности происходит в течение продолжительного соревновательного периода.
Механическое разграничение подготовительного и соревновательного периодов и соответствующее истолкование их задач серьезно дезориентировало спортивную практику и породило широко распространившиеся методически чрезвычайно вредные представления о том, что спортсмен якобы "накапливает" потенциал (какой?) в подготовительном периоде и "реализует" его в соревновательном.
Официальные планы и комплексно-целевые программы подготовки сборных команд страны не только изобиловали подобной терминологией, но и следовали - в своем содержании и принципах организации тренировки - подобным установкам, что не обеспечивало оптимальных условий и объективно необходимой преемственности в решении задач подготовки в рамках годичного цикла, искажало всю стратегию организации тренировки и в результате нарушало естественный ход адаптационного процесса, лежащего в основе прогресса спортивного мастерства. Следовать в наше время принципам такой "периодизации" - это все равно, что в партитуре пьесы для оркестра взять и транспонировать партию одного из ведущих инструментов в другую тональность. Если допустить возможность прослушивания подобной нелепости, то это будет наглядным "озвучиванием" того эффекта, который вносит КПТ в современный спорт.
6. Наиболее рудиментарной частью КПТ является технология построения тренировочного процесса.
Идея "периодизации" заключается, как известно, в "выстраивании" отдельных частей тренировочного процесса в линейную последовательность. Главной структурной единицей ("кирпичиком") тренировки является микроцикл. Тренировочный процесс представляется как сумма микроциклов, выстраиваемых в цепочку, логика линейной последовательности которой определяется чисто умозрительно (главным образом по принципу: "можно так, а можно и так"). Из "набора" отдельных "типовых" микроциклов с различными названиями "выстраиваются", как из детских кубиков, различные по присвоенным им названиям более крупные части тренировочного процесса ("мезоциклы"), которые, в свою очередь, объединяются (по тому же принципу) в "макроциклы" Такой линейный принцип "структурирования" тренировочного процесса позволяет, по мысли автора КПТ, "преодолеть известный схематизм бытующих представлений о структуре тренировки и более гибко отразить ее реальную вариативность".
Однако последующие работы не подтвердили этого заключения. Они со всей очевидностью выявили наивный примитивизм подобной технологии и вместе с тем убедительно продемонстрировали, во-первых, что в практике используются совсем иные, существенно отличающиеся от умозрительных рекомендаций КПТ способы построения тренировки; во-вторых, они показали всю несерьезность представлений о тренировочном процессе как о линейной комбинации из набора стандартных частей и, наконец, в-третьих, они еще раз подтвердили мнение специалистов о том, что если следовать КПТ, то перспектива отечественного спорта непредсказуема.
7. Один из наиболее существенных недостатков КПТ, который сегодня ярко высветили достижения биологических наук, заключается в том, что она предусматривала всего лишь два способа регулирования тренирующего воздействия спортсмена - объем и интенсивность тренировочной нагрузки. И поскольку иных способов (за исключением, пожалуй, примитивно толкуемой волнообразности общего объема нагрузки) эта концепция не видела, установка на валовое повышение объема нагрузок в течение всех лет господства КПТ оставалась главным фактором повышения эффективности тренировочного процесса, что, в свою очередь, явилось причиной экстенсивного развития не только методики тренировки, но и всей системы подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Таким образом, вне поля зрения КПТ оказалась важнейшая черта адаптационного процесса, связанная с превращением качественных характеристик внешних воздействий на организм в его внутренние особенности. Игнорирование (или непонимание) проблемы специфичности адаптационных перестроек организма привело автора КПТ к многословным рассуждениям о т.н. "переносе" навыков и двигательных способностей - феномене вполне реальном, но присущем главным образом физической культуре, а не большому спорту. И если бы, например, сегодняшний студент ИФК на экзамене по физиологии заявил, что "немало циклических локомоторных упражнений, явно различных по форме (бег, плавание, передвижение на лыжах и велосипеде и т.д.), могут тем не менее быть весьма близки к целевому соревновательному упражнению по характеру проявления выносливости и других двигательных качеств", то двойка ему была бы обеспечена.
КПТ оказалась бессильной перед лицом этой проблемы, хотя стоило лишь открыть книги и можно было бы легко обнаружить, что феномен избирательного, специфического характера приспособительных реакций организма в зависимости от режима тренировочной работы известен давно и является одним из важнейших критериев выбора содержания и организации тренировочных нагрузок, преимущественной направленности их тренирующего воздействия и общую композицию.
Сегодня, когда возможности появления новых средств СФП сильно уменьшились, а объемы нагрузок достигли разумного предела, управление специфичностью тренирующего воздействия нагрузки - единственный путь к повышению эффективности системы тренировки спортсменов высокого класса. Рассуждения же о "переносе", равно как и о повышении роли ОФП в их подготовке, - возврат в 50-е годы.
Литературные данные, касающиеся физиологических механизмов специфичности тренирующих воздействий, весьма обширны. Игнорирование этих сведений - еще одна серьезнейшая издержка КПТ, которая практически выразилась в огромных и во многом напрасных затратах времени и энергии спортсменов на валовую тренировочную работу с весьма низким эффектом. В конечном итоге это было причиной крушения планов подготовки многих спортсменов, рассчитывающих на достижение вершин спортивного мастерства.

* * *
Итак, четыре основных порока лишили КПТ теоретической и практической значимости:
1. Слабые представления о спортивной деятельности; технологии подготовки спортсменов высшего класса; специфике профессионального мастерства тренера.
2. Примитивизм методологической концепции; теоретизированный, не обеспеченный объективными основаниями понятийный аппарат; умозрительные методические принципы; отсутствие обоснованных практических рекомендаций.
3. Игнорирование биологического знания.
4. Пренебрежение достижениями смежных наук и результатами экспериментальных работ в области спортивной тренировки.

Заключение

Очень часто критические замечания заканчиваются своего рода примиренческими заключениями типа: "тем не менее заслуга (автора, теории, литературного произведения и пр.) заключается в ... (далее идет перечисление подлинных и мнимых достоинств). Я не могу следовать этому принципу. Я хочу в который уже раз и без всяких обиняков подчеркнуть: если бы развитие нашей теории и методики пошло не по пути КПТ, а по пути, намеченному нашими тренерами и учеными в 50-е годы, сегодня мы уже имели бы подлинно научную, непротиворечивую, передовую теорию и методологию спортивной тренировки.
Если бы не беспечность руководства бывшего Госкомспорта СССР и не пассивность Совета ГЦОЛИФКа, главный профилирующий предмет учебной программы для ИФК не был бы долгие годы представлен схоластической демагогией, культивирующей обскурантистское отношение к научному знанию; целые поколения студентов и аспирантов ИФК не получали бы искаженных представлений о своей профессии; многие способные специалисты смогли бы беспрепятственно публиковать свои идеи, обмениваться опытом, успешно защищать содержательные диссертации и обогащать научные основы теории спортивной тренировки.

(c) 2017 :: PlWorld.ru Мир пауэрлифтинга